flag Судова влада України

Отримуйте інформацію лише з офіційних джерел

Єдиний Контакт-центр судової влади України 044 207-35-46

«Оптимизация – это не проблема, а решение проблемы»

14 листопада 2017, 12:29
Видання: «Судебно-юридическая газета»
Номер видання: 39-42 (408-411) от 13 ноября 2017 года
Автор: Сергей Глушко
 
Зеновий Холоднюк рассказал, когда стоит ожидать новую карту судов, и как будут устранять проблемные моменты.
«Оптимизация – это не проблема, а решение проблемы»
 

Беседовала
Наталья Мамченко,
«Судебно-юридическая газета»


Проект оптимизации судов, презентованный в середине октября при участии Государственной судебной администрации, вызвал неоднозначные отзывы у судей.
«Судебно-юридическая газета» в эксклюзивном интервью поинтересовалась у председателя ГСА Зеновия Холоднюка, когда стоит ожидать новую карту судов, и как будут устранять проблемные моменты.


– Зеновий Васильевич, зачем нам сегодня оптимизация судов? Что позитивного она может дать?

– Новая редакция Закона «О судоустройстве и статусе судей» определила, что на базе общих местных судов должны быть созданы окружные суды. Окончательное решение о том, какой будет новая карта судов, еще не принято, Государственной судебной администрацией только нарабатываются варианты.

Оптимизация должна снять проблему, когда из-за нехватки судей невозможно рассмотреть конкретное дело в суде. Будет определена специализация для судей, что обеспечит качество судопроизводства и устранит судебную волокиту. И самое главное, что касается новой нормативной численности судей — мы учли количество нерассмотренных дел и определили, сколько судей необходимо системе, чтобы ликвидировать проблему с остатками нерассмотренных дел, переходящими на следующий год, в течение двух, максимум трех лет.

На данный момент местных общих судов — 663. Эта цифра включает и те суды, которые приостановили свою работу в зоне АТО и на временно оккупированной части территории Украины. Фактически сегодня функционируют 585 судов. Из них 60% приходится на малочисленные суды (где штатная численность — 3–5 судей — прим. ред.), и проблема с судопроизводством касается именно их. Тем более, что там часто не хватает судей. На сегодня в судах вакантны около 1000 должностей. Растет количество местных общих судов, где нет ни одного судьи. И в этом основная проблема.

В Законе «О судоустройстве и статусе судей» есть норма об откомандировании судей. Ее применение позволило решить проблему с доступностью правосудия для граждан. И вот теперь мы определяем, сколько судов нужно стране, сколько должно быть создано окружных судов, и сколько в них должно быть судей. Тогда мы сможем обеспечить гражданам свободный доступ к правосудию, сбалансировать нагрузку на судей в том или ином регионе, и самое главное — всегда будет достаточное количество судей для уголовных дел, которые требуют коллегиального рассмотрения.

– Судьи местных судов уже обсуждают этот вопрос в своих регионах и заявляют, что расстояние между судами, согласно проекту объединения,составляет и 90, и 100 км.

– Это был самый первый рабочий проект. В более свежем варианте таких расстояний между судами уже нет.

Предварительно мы определили общее количество судей в окружном суде в 12 человек при условии, что юрисдикция одного окружного суда будет распространяться на несколько районов. Однако международные эксперты советуют учитывать при объединении судов и расстояние между помещениями, в которых они размещаются.

В идеале оно должно составлять до 60 км. Поэтому, например, в отдельных горных районах мы сможем объединить только по два района. В таком суде максимальное количество судей будет составлять 6–7 человек.

Еще раз хочу подчеркнуть, что ГСА только нарабатывает рабочие варианты. Они потом будут предложены на рассмотрение Президенту Украины. Думаю, этот вопрос будет серьезно изучаться Администрацией Президента, а перед окончательным утверждением Президент должен будет проконсультироваться с Высшим советом правосудия.

– Как определялось оптимальное количество судей?

– В первую очередь, учитывалось количество населения в том или ином регионе. Кроме того, важный показатель — количество дел, которые рассматриваются местными общими судами, и, соответственно, уровень нагрузки на судью. Также определялось, сколько нужно судей, чтобы беспрепятственно рассматривать любые уголовные, гражданские и административные дела.

– Как будет на практике: люди будут ехать в центральный суд, или судья из центрального суда будет выезжать на места, например, для рассмотрения гражданских и административных дел?

– Хочу отметить, что при образовании окружных судов нынешние помещения местных общих судов останутся. Людям для подачи исков не нужно будет ехать куда-то в другое место. И судьи останутся работать на своих местах. Только в случае с уголовными делами может быть так, что в определенный суд будут съезжаться судьи из других районов для обеспечения коллегиальности рассмотрения. Т. е. обычные люди страдать от оптимизации судов не будут.

– Таким образом, если не людям, то судьям все-таки придется ездить? Предусматривается ли обеспечение их соответствующим транспортом,командировочными?

– Сегодня проблема со служебным транспортом очень большая. Самой «молодой» машине в судебной системе — более 10 лет. Поэтому после внесения изменений в таких случаях придется выплачивать судьям соответствующие командировочные. В Госбюджете будут заложены необходимые средства, и проблем, думаю, не будет.

– Поездки судей в другой суд не повлияют на сроки рассмотрения дел?

– Сегодня у нас есть два негативных показателя, которые возникли в судебной системе за последние 2–3 года. Первый — это количество нерассмотренных дел, которое возрастает из года в год. Второй — сроки рассмотрения дел, которые также увеличились. Все это возникло вследствие того, что физическая нагрузка на судей оказалась чрезмерной. Из-за этого разумные сроки рассмотрения дел невозможно соблюдать. Еще в 2014–2015 гг. ГСА совместно с Советом судей и международными экспертами вычислили научно обоснованные нормативы нагрузки на судей. Позже ГСА после согласования с Высшим советом правосудия своим приказом утвердила новую нормативную численность судей.

Если взять в целом по местным общим судам, то общее нормативное количество судей составляет 4 339 человек, а сегодня работают 3 335, т. е. существует более чем 1 000 вакансий судей. Я уже не говорю о судьях-«пятилетках», у которых истек срок полномочий, многие рекомендованы к назначению бессрочно, но до сих пор не назначены. Они не могут осуществлять правосудие. Вот это самые основные проблемы, и создание окружных судов поможет их решить.

– Штатные должности судей, которые не заполнены, могут просто сократить?

– Нет. Учитывая новые научно обоснованные нормативы нагрузки на судью, мы в новом штатном расписании сократили только 732 должности судей. А когда будут созданы окружные суды, нормативное количество судей в конкретном суде снова будет пересмотрено. Но цель изменений — не в сокращении вакантных должностей судей. Главное — обеспечить такое количество судей по нормативам, чтобы гарантировать своевременное и качественное рассмотрение дел, которые поступают в суды, и ликвидировать остатки нерассмотренных дел.

– Получается, что оптимизация не является какой-то спонтанной идеей?

– Хочу подчеркнуть, что именно законодатель определил создание окружных судов. Это не украинское ­ноу-хау — этим путем оптимизации идут все цивилизованные страны.

– Будет ли сокращение аппарата судов? И если в окружных судах руководитель аппарата находится в центральном помещении, кто будет руководить в филиалах?

– Когда будут созданы окружные суды, соответственно, будут сокращены должности некоторых председателей судов и их заместителей вместе с руководителями аппарата судов и их заместителями. Но с установлением нового нормативного количества судей будет также установлено новое количество работников аппарата судов.

– Где будет находиться печать окружного суда? И сколько их будет?

– Окружной суд будет единым юридическим лицом. Просто он будет иметь несколько юридических адресов. Отдаленные подразделения суда для нормальной работы будут обеспечены печатями, штампами, а также современной сканирующей аппаратурой, благодаря которой поступающие в подразделение иски и другие процессуальные документы будут передаваться в онлайн-режиме в аппарат центрального суда.

Людям никуда не придется ездить. Предусматривается, что и решение суда человек сможет получить в ближайших помещениях суда. Кроме того, с внедрением электронного суда участники судебного процесса смогут получать копии судебных документов через специально созданный электронный кабинет, не выходя из своего дома или офиса.

Более активное внедрение в деятельность судов новинок прогресса, использование, например, того же режима видеоконференции позволит судебной системе экономить государственные средства без ущемления доступа к правосудию. Не придется в таком случае распылять средства на оборудование судебных залов заседаний в отдаленных подразделениях суда, обеспечив все необходимое только в центральном помещении.

– Как будет работать автоматизированное распределение дел в окружном суде?

– Мы думаем над этим. Очевидно, собрание судей окружного суда будет принимать решение о специализации каждого судьи. Кроме того, если автоматизированная система документооборота суда распределит на судью дело, которое должно слушаться в другом помещении, он просто делает скан-копию и едет туда. Насколько это удобно, покажет практика.

– Какие моменты по оптимизации учитывались для судов в зоне АТО?

– На сегодняшний день это очень сложный вопрос. При его рассмотрении мы учитывали количество населения по имеющимся статистическим данным, количество дел, которое рассматривалось, когда суды работали, и расстояние между судами.

– Не возникнет ли проблема, если потребуется сразу несколько залов с видеоконференцсвязью?

 Мы все-таки идем к электронному правосудию, и все залы судебных заседаний должны быть оборудованы системой видеоконференции. Уголовный процессуальный кодекс предусматривает такую норму. Согласно с ней, в местных общих судах должно быть минимум два зала, позволяющих рассматривать дела в режиме видеоконференции. А апелляционные суды должны иметь минимум четыре таких зала. До конца следующего года эта норма будет выполнена.

– Некоторые суды жалуются, что еще не видели карты оптимизации судов.Насколько учитываются предложения с мест?

– Мы учитываем все предложения, которые поступают. Кроме местных общих судов, предложения по данному вопросу направляют также областные и районные советы и администрации, однако многие сводятся к желанию, чтобы в определенном районе оставался центральный суд, без учета названых мною критериев по логистике, количеству населения и судебных дел, наличию помещений и т. д.

– Сколько судов предусматривается сократить или объединить? Как определялось это количество?

– Речь идет только о местных общих судах. Сегодня их общее количество — 663. Из них 78 находятся в Донецкой и Луганской областях, в зоне проведения АТО, а также в Крыму, и в них фактически приостановлена работа. Таким образом, у нас работают 585 судов. Если же взять новое нормативное количество, которое мы планируем, то выходит где-то 270 окружных судов. Т. е. практически наполовину сократится количество юридических лиц.

– Ранее было презентовано, что оптимальное количество судей в окружном суде будет 12 человек.

– Эксперты рекомендовали нам минимальное количество 10 судей, а максимальное — не больше 90. Оптимальным они считали количество судей 40–60. Тогда суд нормально функционирует. Но мы еще не Европа, у нас есть своя специфика. Сложный рельеф в разных регионах, а также большие расстояния между населенными пунктами и даже состояние дорог влияют на этот вопрос. Например, по карте один районный центр максимально приближен к другому, а на деле между ними давно нет транспортного сообщения.

В любом случае меньше 6–7 судей в окружных судах не планируется. Это если объединить два района. Идеально было бы объединить три района — тогда можно говорить о 12 судьях.

– Сколько средств удастся сэкономить?

– Сразу скажу, что основной целью оптимизации судов является не экономия бюджетных средств, а обеспечение доступности правосудия. Удастся сэкономить только на административных должностях. В переходный период, возможно, будет наоборот — не экономия, а дополнительные расходы. Но в будущем, что касается ремонтов помещений, капитального строительства, обустройства залов судебных заседаний, оптимизация даст серьезную экономию бюджетных средств.

– Учитывая, что в проект бюджета на 2018 г. не заложено средств на новую структуру, когда она заработает?

– Мы планируем завершить наши расчеты буквально через несколько дней. После этого мы обратимся со своими предложениями к Президенту Украины. Думаю, он даст соответствующее распоряжение своим службам, которые поработают над нашими предложениями. Они дадут свою оценку, которую мы также учтем, и материалы будут направлены в Высший совет правосудия. После этого и будет приниматься окончательное решение.

Если Указ Президента появится до утверждения Госбюджета, мы еще успеем внести изменения. Если же он появится позже, то в следующем году выйдем с предложением о внесении изменений. В любом случае проблем не будет, потому что судебная система и каждый составляющий ее орган находятся в единой бюджетной программе, поэтому финансовые вопросы технически решить можно очень быстро. И никаких преград для организации работы новых органов не будет.